Безопасность и надежность зданий и сооружений напрямую зависит от их технического состояния. Но выполненные из бетона или железобетона конструктивные элементы строительных объектов в процессе эксплуатации подвергаются разнообразным негативным воздействиям, в результате чего образуются дефекты и повреждения железобетонных конструкций.
Существует множество разных причин, по которых возникают дефекты бетонных конструкций. К наиболее распространенным относят:
Каждый из этих факторов или даже несколько в совокупности могут спровоцировать дефекты монолитных железобетонных конструкций. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение объектов из железобетона следует как можно скорее устранить выявленные повреждения и таким образом избежать капитального ремонта.
Качество и прочность строительных объектов определяется по итогам обследований технического состояния зданий и сооружений, проводимого в соответствии требований СНиП 2.03.01-84.
Выявленные в процессе обследований повреждения по степени важности и опасности разделяют на три группы:
Рассматривая все существующие характерные дефекты сооружений из железобетона, наиболее опасными и часто встречающимися считаются трещин. В зависимости от степени тяжести, причины возникновения и других факторов существует определенная классификация трещин в железобетонных конструкциях.
Дефекты железобетонных плит перекрытия или других конструктивных элементов, проявляющиеся в виде трещин, классифицируются по нескольким признакам.
По причине возникновения трещины образуются:
Выделяют две подгруппы трещин в зависимости от времени их возникновения:
Кроме этого различают дефекты сборных железобетонных конструкций и целостных, а также группируют повреждения по типу элементов, в которых они возникают.
Образующиеся в изгибаемых частях строительной конструкции трещины разделяются на:
Обычно при образовании трещин в изгибаемых элементах увеличиваются углы поворота, что повышает выраженность и прогибов. Если по ширине трещина выше 0,5 мм и при этом сами прогибы занимают больше чем 1/50 всего расстояния пролета, то они считаются аварийными.
В таблице ниже приведены предельно допустимые значения прогибов для железобетонных конструкций.
Элементы конструкций | Предельно допустимые прогибы |
1. Подкрановые балки при кранах: | |
ручных | l/500 |
электрических | l/600 |
2. Перекрытия с плоским потолком и элементы покрытия (кроме указанных в поз. 4) при пролетах, м: | |
l < 6 | l/200 |
6 £ l £ 7,5 | 3 см |
l > 7,5 | l/250 |
3. Перекрытия с ребристым потолком и элементы лестниц при пролетах, м: | |
l < 5 | l/200 |
5 £ l £ 10 | 2,5 см |
l > 10 | l/400 |
4. Элементы покрытий сельскохозяйственных зданий производственного назначения при пролетах, м: | |
l < 6 | l/150 |
6 £ l £ 10 | 4 см |
l > 10 | l/250 |
5. Навесные стеновые панели (при расчете из плоскости) при пролетах, м: | |
l < 6 | l/200 |
6 £ l £ 7,5 | 3 см |
l > 7,5 | l/250 |
Обозначение, принятое в табл. 3: l — пролет балок или плит; для консолей принимается значение l, равное удвоенному вылету консоли.
Примечание. При действии постоянных, длительных и кратковременных нагрузок прогиб балок и плит не должен превышать l/150 пролета и l/75 вылета консоли. Предельно допустимые прогибы по поз. 1 и 5 обусловлены технологическими и конструктивными, а по поз. 2-4 — эстетическими требованиями.
Армированные арматурой с повышенной прочностью балки соответствуют всем требованиям трещиностойкости. Если в таких конструкциях выявлены трещины, то это указывает на существенные технологические недоработки или на значительные перегрузки.
В таких случаях существуют высокие риски аварии и дефекты требуют немедленного устранения.
Если по направлению расположенной внутри конструкции арматуры образовались продольные трещины, то это напрямую говорит о потере устойчивости сжатой арматуры. Вследствие понижаются несущие возможности и технические характеристики, что в итоге приводит к аварийному состоянию.
Возникающие в плитах дефекты бывают:
Дефекты могут возникать и в других конструктивных элементах. Для выявления повреждений проводится специальное обследование строительных объектов. По результатам обследований составляется заключение с указанием вида дефектов и причины их образования.
Своевременное обнаружение и устранение дефектов позволяет предотвратить развитие трещин и других повреждений и продлить срок эксплуатации сооружения без предварительного капитального ремонта.
Одним из распространенных видов выявления повреждений в железобетонных конструкциях считается неразрушающий контроль дефектов бетона. Он позволяет с точностью установить размеры и степень тяжести повреждений.
Для восстановления конструкций используют разные методы устранения дефектов: инъектирование, цементирование, заделка глубоких раковин и пустот, обетонирование и торкретирование поверхности и другие.
Подробно и точно правила как проводить ремонт и устранение дефектов железобетонных конструкций ГОСТ 31384 описывает и до мельчайших подробностей регламентирует технологии проведения восстановительных и защитных работ.